Пояснения к статьи конституции рф
Оглавление:
- Статья 36 Конституции РФ. Расшифровка и комментарий.
- Статья 37 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции России
- Статья 30 Конституции РФ
- Статья 36 Конституции Российской Федерации
- Статья 36 Конституции РФ
- Статья 35 Конституции РФ
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации
Статья 36 Конституции РФ. Расшифровка и комментарий.
Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ. Президент Президент представляет собой высшее должностное лицо государства, наделенное широким спектром публично-властных полномочий. Конституция Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.
Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е.
институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него)
Комментарий к Конституции РФ — Л.А. Окуньков Статья 3. Главная >> Комментарии к нормативным актам >> Комментарий к Конституции РФ — Л.А.
Окуньков (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Статья 31 Статья 32 Статья 33 Статья 34 Статья 35 Статья 36 Статья 37 Статья 38 Статья 39 Статья 40 Аннотация ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕАМБУЛА РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Статья 30 Глава 1.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Глава 2.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 17 Статья 18 Статья 19 Статья 20 Статья 21 Статья 22 Статья 23 Статья 24 Статья 25 Статья 26 Статья 27 Статья 28 Статья 29 Статья 41 Статья 42 Статья 43 Статья 44 Статья 45 Статья 46 Статья 47 Статья 48 Статья 49 Статья 50 Статья 51 Статья 52 Статья 53 Статья 54 Статья 55 Статья 56 Статья 57 Статья 58 Статья 59 Статья 60 Статья 61 Статья 62 Статья 63 Статья 64 Глава 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО Статья 65 Статья 66 Статья 67 Статья 68 Статья 69 Статья 70 Статья 71 Статья 72 Статья 73 Статья 74 Статья 75 Статья 76 Статья 77 Статья 78 Статья 79 Глава 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 80 Статья 81 Статья 82 Статья 83 Статья 84 Статья 85 Статья 86 Статья 87 Статья 88 Статья 89 Статья 90 Статья 91 Статья 92 Статья 93 Глава 5.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Статья 94 Статья 95 Статья 96 Статья 97 Статья 98 Статья 99 Статья 100 Статья 101 Статья 102 Статья 103 Статья 104 Статья 105 Статья 106 Статья 107 Статья 108 Статья 109 Глава 6.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 110 Статья 111 Статья 112 Статья 113 Статья 114 Статья 115 Статья 116 Статья 117 Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 118 Статья 119 Статья 120 Статья 121 Статья 122 Статья 123 Статья 124 Статья 125 Статья 126 Статья 127 Статья 128 Статья 129 Глава 8.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 130 Статья 131 Статья 132 Статья 133 Глава 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ Статья 134 Статья 135 Статья 136 Статья 137 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 3 Нужно обойти антиплагиат?
Поднять оригинальность текста онлайн? У нас есть эффективное решение. Результат за 5 минут! 1.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации будет ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет ϲʙᴏю власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.
Захват власти или приϲʙᴏение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Комментарий к ст. N 3 В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.
Это положение будет исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета будет отличительным ϲʙᴏйством демократических государств с республиканской формой правления.
Важно заметить, что одновременно в ч.
1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации.
Исходя из того, что его носителем будет многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего исключительно часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции. В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Непосредственное осуществление власти народа будет высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, данные органы будут важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и ϲʙᴏбодные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа.
Отметим, что тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов ϲʙᴏбодных выборов.
При всем этом народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, данные вопросы решаются органами государственной власти. При этом в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в т.ч.
и конституционные, проблемы. Исходя из ст.
3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы: ——————————— СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3921; РГ. 1995. 19 окт. 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также оϲʙᴏбождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта Российской Федерации.
Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум. На основании ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает порядок назначения референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и определения его результатов.
Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст.
32 Конституции). Законодательство субъекта Российской Федерации о референдуме может включать в себя два акта: о референдуме субъекта Российской Федерации и о местном референдуме либо данные две разновидности референдумов могут регулироваться единым нормативным актом: о референдумах в субъекте Российской Федерации. Непосредственное осуществление власти народа путем проведения ϲʙᴏбодных выборов — исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст.
81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).
В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе.
В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81). При всем этом есть все основания полагать, что данные принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно кᴏᴛᴏᴩой общепризнанные принципы и нормы международного права будут составной частью правовой системы Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека (п.
3 ст. 21) гласит:
«Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, кᴏᴛᴏᴩые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих ϲʙᴏбоду голосования»
. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право
«голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на базе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих ϲʙᴏбодное волеизъявление избирателей»
.
Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
.
В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на базе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина в выборах будет добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его ϲʙᴏбодное волеизъявление . Аналогичная норма содержится и в ст.
1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . ——————————— СЗ РФ.
1995. N 33. Ст. 3406; РГ. 1994. 10 дек. См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». М., 1995. С. 15 — 26. См.: Не стоит забывать, что васильев В.И., Постников А.Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы.
М., 1995. С. 1 — 2. В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России.
Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или приϲʙᴏением властных полномочий, несут юридическую ответственность.
В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются — ϶ᴛᴏ задача федерального закона.
В наибольшей степени серьезной формой ответственности за захват власти будет уголовная ответственность. Составы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); VK.Widgets.Comments(«vk_comments», {limit: 5, width: «600», attach: «*»}); Похожие объекты: Комментарий к гражданскому кодексу РФ, часть первая Комментарий к части первой Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей — под ред.
В.Д. Карповича Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации — под ред К.
Н. Гусова Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации — под общ. ред. Кудрявцева Ю. В. Комментарий к уголовному кодексу РФ — под ред.
Ю.И. Скуратова Похожие разделы в других книгах: Категория Авторское право Книга Закон об авторском праве и смежных правах в схемах., Раздел 44.
Возникновение смежных прав, знак охраны смежных прав (статья 36) Книга Закон об авторском праве и смежных правах в схемах., Раздел 45.
Исключительные имущественные права исполнителя (статья 37) Книга Закон об авторском праве и смежных правах в схемах., Раздел 46. Права артистов, дирижеров и других исполнителей (статья 37) Книга Закон об авторском праве и смежных правах в схемах., Раздел 47. Права производителей фонограмм (статья 38) Книга Закон об авторском праве и смежных правах в схемах., Раздел 48.
Случаи использования фонограмм и записанных на них исполнений без согласия производителей фонограмм и исполнителей (статья 39) Категория Судебные и правоохранительные органы Книга Комментарий к Закону РФ О милиции — Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В., Раздел Статья 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции Категория Трудовое право Книга Комментарий к тТрудовому кодексу РФ — ред.
Ю.П. Орловский., Раздел Статья 397.
Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры Книга Комментарий к тТрудовому кодексу РФ — ред.
Ю.П. Орловский., Раздел Статья 398.
Основные понятия Книга Комментарий к тТрудовому кодексу РФ — ред. Ю.П. Орловский., Раздел Статья 399.
Выдвижение требований работников и их представителей Категория Гражданское право Книга Комментарий к Гражданскому кодексу РФ — ред Т.Е.
Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова., Раздел Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного Книга Комментарий к Гражданскому кодексу РФ — ред Т.Е.
Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова., Раздел Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного Книга Комментарий к Гражданскому кодексу РФ — ред Т.Е.
Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю.
Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова., Раздел Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей Категория Уголовное право Книга Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — ред.
В.И. Радченко., Раздел Статья 396.
Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора Книга Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — ред. В.И. Радченко., Раздел Статья 397.
Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора Книга Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — ред. В.И. Радченко., Раздел Статья 398.
Отсрочка исполнения приговора Книга Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — ред.
В.И. Радченко., Раздел Статья 399.
Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора Книга Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации., Раздел Статья 3 Категория Финансовое право Книга Федеральный закон РФ от 26 декабря 2005 г.
189-ФЗ О федеральном бюджете на 2006 год., Раздел Статья 39 Категория Комментарии к нормативным актам Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях — под.
редакцией Ю.М. Козлова, Раздел Статья 32.7. Исчисление сроков лишения специального права Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях — под.
редакцией Ю.М. Козлова, Раздел Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях — под.
редакцией Ю.М. Козлова, Раздел Статья 32.9.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях — под.
редакцией Ю.М. Козлова, Раздел Статья 32.10. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях — под.
редакцией Ю.М. Козлова, Раздел Статья 32.11. Исполнение постановления о дисквалификации Категория Конституционное (государственное) право России Книга О СОСТОЯНИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА – Автор неизвестен., Раздел Глава V.
Органы Союзного государства Статья 36 Категория Жилищное право Книга Комментарий к жилищному кодексу РСФСР., Раздел Статья 39. Право на дополнительную жилую площадь Категория Международное право Книга Договорное право в международном обороте — Н.Г. Вилкова., Раздел Статья 34 Книга Договорное право в международном обороте — Н.Г.
Вилкова., Раздел Статья 35 Книга ДЕЛО ПРЕТТИ ПРОТИВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Европейский суд по правам человека – Автор неизвестен., Раздел Статья 3 Конвенции Категория Разное Книга Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе., Раздел Статья 39.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал — Комментарий к Конституции РФ — Л.А.
Окуньков принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Статья 3») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Комментарий к Конституции РФ — Л.А. Окуньков в любом онлайн-магазине. Тег-блок: Комментарий к Конституции РФ — Л.А.
Окуньков, 2015. Статья 3. (С) Юридический репозиторий Зачётка.рф 2011-2016 (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter22495489 = new Ya.Metrika({id:22495489, webvisor:true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName(«script»)[0], s = d.createElement(«script»), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = «text/javascript»; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == «https:» ? «https:» : «http:») + «//mc.yandex.ru/metrika/watch.js»; if (w.opera == «[object Opera]») { d.addEventListener(«DOMContentLoaded», f, false); } else { f(); } })(document, window, «yandex_metrika_callbacks»);
Важно заметить, что одновременно в ч.
«Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, кᴏᴛᴏᴩые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих ϲʙᴏбоду голосования»
«голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на базе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих ϲʙᴏбодное волеизъявление избирателей»
«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 80 Статья 81 Статья 82 Статья 83 Статья 84 Статья 85 Статья 86 Статья 87 Статья 88 Статья 89 Статья 90 Статья 91 Статья 92 Статья 93 Глава 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Статья 94 Статья 95 Статья 96 Статья 97 Статья 98 Статья 99 Статья 100 Статья 101 Статья 102 Статья 103 Статья 104 Статья 105 Статья 106 Статья 107 Статья 108 Статья 109 Глава 6.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 110 Статья 111 Статья 112 Статья 113 Статья 114 Статья 115 Статья 116 Статья 117 Глава 7.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 37 Конституции РФ
В этом смысле объем социально-экономических прав граждан экономически процветающих государств обычно превышает объем аналогичных прав в слаборазвитых либо развивающихся странах.
Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах).
К правам такого рода относятся: а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
Статья 9 Конституции России
До конца он не разрешен и сейчас.
Норма ч. 1 комментируемой статьи сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими.
Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы. Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл.
Согласно положениям п. 3 ст.
Статья 30 Конституции РФ
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, исключенного из КПРФ, указав, что законоположения о взаимном невмешательстве органов государственной власти и общественных объединений, примененные в его деле, направлены на реализацию положения ч.
1 ст. 30 Конституции, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, в том числе в решении вопросов о членстве в общественном объединении в соответствии с его уставом (Определение КС РФ от 17.07.2007 N 506-О-О*(331)). В деле другого заявителя, исключенного из политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», Конституционный Суд РФ отметил, что положения российского законодательства, не предоставляющие возможности такому лицу обжаловать решения уполномоченных органов партии о его исключении в суд, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права, в том числе, право на объединение, поскольку порядок исключения из партии определяется ее уставом, предусматривающим обжалование решения об исключении в вышестоящий руководящий орган партии (Определение КС РФ от 5.02.09 N 247-О-О*(332)). В соответствии с ч.
Статья 36 Конституции Российской Федерации
, в частности на жилищное строительство и т.п.
(ч. 2 и 3 ст. 40), на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и др. Право частной собственности, в особенности на землю, является одним из таких условий, особенно если оно сопровождается устранением незаконных препятствий достойной жизни и свободному развитию со стороны властей, других лиц (соседей), предпринимателей, скупающих земли для застройки для создания новых латифункций, и т.п.
Из ч. 1 ст. 9 Конституции вытекают требования, чтобы земля, как и другие природные ресурсы, использовалась и охранялась как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это значит прежде всего, что использование земли, не соответствующее ее функционированию в качестве основы жизни и деятельности народов, недопустимо; что закон должен запрещать или, по крайней мере существенно и надежно ограничивать нерациональное, тем более
Статья 36 Конституции РФ
Земля рассматривается Конституцией как объект права частной собственности (ст. 35 и 36) и как товар (ч. 1 ст.
8, ч. 1 ст. 74).*(463) Одной из основных проблем применения комментируемой статьи является разграничение действия публичных и частно-правовых требований, земельного и гражданского законодательства РФ. Как отмечалось в указанном выше Определении, Конституция исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Упомянутый Указ определяет основы разграничения земельного и гражданского законодательства в регулировании земельных отношений.
Вариант этого разграничения в сфере регулирования земельных правоотношений закреплен в соответствии с п.
«о» ст. 71 Конституции в ГК, а также в иных федеральных законах. В Определении КС РФ от 06.07.2001
Статья 35 Конституции РФ
По мнению ФКС, Основной закон ФРГ установил «объективный порядок ценностей», под влиянием которого оказались как публичное, так и частное право.
В указанном решении отмечается, что
«положение частного права должно согласовываться с данной системой ценностей и каждое из них должно быть истолковано в духе этой системы»
. Обычные суды должны проводить создаваемые ими в процессе истолкования обычных законов правоположения в соответствии с установленной Основным законом системой ценностей.
Включение в текст Конституции ст. 35 имеет важные последствия для развития гражданского права. В частности, вряд ли можно оспорить общедозволительную природу конституционной нормы, содержащейся в ч.
2 ст. 35, в соответствии с которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Причем в конституционной норме нет указания на то, что виды и содержание вещных прав должны быть исчерпывающим образом определены в законе.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации
Для признания положения на рынке доминирующим нужны два условия — доля на рынке, превышающая 35%, и возможность ограничивать конкуренцию. Антимонопольный закон содержит общий запрет злоупотребления предпринимателем своим доминирующим положением на рынке, а также дает примерный перечень действий, г результате которых может существенно ограничиваться конкуренция.
К наиболее часто встречающимся злоупотреблениям относятся нарушения, связанные с ценами. Запрещает закон и монопольные соглашения между предпринимателями, занимающими доминирующее положение, если такие соглашения или согласованные действия могут привести к существенному ограничению конкуренции. Антимонопольный закон включает запретительные нормы не только для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но также и для государственных органов власти и управления.